?

Log in

No account? Create an account

Konstantin Gribov photography

Решающий момент (с)

Previous Entry Share Next Entry
Братья Береговые
k_gribov
 
Сегодня Вашему вниманию предлагаю весьма экспериментальный для меня репортаж. Речь пойдет про семью Береговых - братьев Георгия и Михаила.
13 января 2011 года Михаилу Тимофеевичу исполнилось 93 года. В этот день он вспоминает своего младшего брата Жоржа (Береговой Георгий Тимофеевич (1921 – 1995 гг.) – заслуженный лётчик-испытатель, заслуженный летчик-космонавт, генерал-лейтенант авиации, дважды Герой Советского Союза) и рассказывает интересные истории из жизни.
В организации встречи мне помогали мои друзья - их внуки - тоже Жора и Миша :)




 

Береговой Михаил Тимофеевич, генерал-лейтенант в отставке, кавалер шести советских и многих иностранных орденов, бывший начальник радиотехнических войск ПВО, родился в 1918 году. В 1939 году окончил Ленинградское артиллерийско-техническое училище. Затем служил в этом училище командиром подразделения курсантов и преподавателем. На фронте с 1943 года был офицером штаба полка, войну закончил в должности офицера штаба Юго-Западного фронта ПВО. С 1946 по 1951 год являлся слушателем Артиллерийской радиотехнической академии. С 1951 по 1969 год служил на различных должностях в радиотехнических войсках.


«Георгий Тимофеевич родился в 1921 году, когда наши родители работали в Полтавской области. Наше детство прошло в городе Енакиево. Семья у нас была дружная и веселая. Жора, как самый младший ребенок, пользовался всеобщей любовью. Он был очень компанейским мальчишкой и дружил практически со всеми соседями и одноклассниками. Но эта дружба никогда не шла в ущерб его увлечениям. Они играли главную роль в жизни Жоржа.


Сначала я не воспринимал его занятия в авиамодельном кружке всерьез. Мне казалось, что это просто хобби. Я даже не мог предположить, что мой брат делает первые шаги на своем жизненном пути. Он и сам говорил, что с детства определил себе вектор, которого придерживался всю свою жизнь.
Параллельно с учебой в обычной школе Георгий Тимофеевич посещал планерную школу, где наш старший брат Виктор (1913 – 1938 гг.) работал инструктором. Планерная школа находилась на холмах в 10 км. от города. Я тоже туда ходил. Но если для меня это было всего лишь увлечение, то для Жоры это был смысл жизни.


Будучи школьником, Жорж пытался поступить в енакиевкий аэроклуб. Но в аэроклуб зачисляли только рабочих. Учащимся вход был закрыт. Поэтому чтобы стать курсантом, Георгий прошел практику и получил удостоверение рабочего. Теперь уже ничто не могло ему помешать поступить, а затем закончить этот аэроклуб.
Затем Жора поступил в Луганское авиационное училище, где он проучился с 38 по 41 год. Началась война. К сожалению, летное училище не дает разносторонней практической подготовки, необходим налет определенного количества часов. Георгию пришлось переучиваться на штурмовика, после чего он попал прямо на фронт.


Под руководством Николая Каманина Жорж прошел всю войну. Всего он совершил 185 боевых вылетов, то есть почти каждую неделю по вылету. 26 октября 44 года ему присваивают звание Героя СССР. Жоре было всего 23 года. И хотя зачастую высокие награды отрицательно влияют на характер человека и его отношение к окружающим, с Жорой этого не произошло. Он как был верным другом и товарищем, так им и остался.
За всю войну Жоржа сбили всего несколько раз. Правда, однажды он чуть не погиб. Его сбили, и он упал на нейтральную полосу, между нашими и немецкими окопами. Немцы тут же начали обстрел. Но нашелся пехотинец, который под пулями примчался за Жорой на машине и спас его.


В военные годы мы виделись всего 1 раз, да и то случайно. Жора летел в тыл, ему нужно было пригнать новые самолеты для ведения боевых действий. Он сел под Львовом как раз в том самом месте, где стоял штаб фронта ПВО, в котором я тогда работал. У меня даже осталась фотография на память: Жорж сидит в кресле, а я и два моих приятеля стоим вокруг него. А когда мы пришли в столовую перекусить, сбежался весь штаб. Особенно девчонки. Жоре принесли все, что было в меню.
За годы войны Георгий стал настоящим асом и получил бесценный опыт. Все эти навыки пригодились ему и в мирное время. Его зачислили летчиком-испытателем в КБ Сухого.
Нельзя недооценивать вклад летчиков в развитие отечественного самолетостроения. Например, ни один конструктор не может сказать, какой штопор получился у того или иного истребителя. Формулу входа в штопор и вывода самолета из штопора можно вывести только практическим путем. Жора как раз этим и занимался. Он обучал пилотов штопору на всех аэродромах, где располагались «Сушки». Его так и прозвали: господин «Штопор».


Надо сказать, профессия летчика-испытателя требует невероятного мужества и колоссальной ответственности. Кроме того такая работа несет в себе большие риски. Каждый вылет может закончиться трагедией. Однако Жоржу удалось стать заслуженным летчиком-испытателем.


С развитием космонавтики простые полеты прекратились. Появилась потребность в проведении испытательных полетов и сложных анализах. Здесь-то и понадобился опытный летчик-испытатель. По указанию маршала Вершинина, он был главкомом ВВС, Георгия направили на прохождение комиссии. Из всех кандидатов прошел ее только Жора. И его зачислили в отряд космонавтов.


В 67 году произошла страшная катастрофа – Владимир Комаров разбился при посадке СОЮЗа-1. Конструкторам, создавшим новый корабль (СОЮЗ-3), нужно было его испытать. Эту ответственную миссию возложили на Г.Т. Берегового. Он взлетел 26 октября 68 года. (Кстати, в этот же день, но в 1944 году Жора получил звание Героя Советского Союза). Четверо суток он был в полете и проводил различные эксперименты. 30 числа в 10 утра Жорж совершил посадку. За совершенный полет он получил еще одну звезду Героя. Одна из западных газет написала, что в СССР наступил новый этап развития космонавтики, когда испытателями в космосе становятся профессионалы.

…Я помню, когда мы с Жорой были еще пацанами, мы шли домой с огорода. Он располагался примерно в 5 км. от нашего дома. Мне было лет 12, ему лет 9. Путь лежал вдоль железной дороги. Мы решили отдохнуть, и присели на насыпь. Вдруг сзади раздался гул. Из-за насыпи на малой высоте вылетел самолет. У Жоржа в тот момент загорелись глаза. Он впервые увидел самолет в небе. Этот случай из жизни мы с ним неоднократно вспоминали. Сейчас на данном месте находится улица Георгия Берегового.

Ниже выкладываю несколько пленочных фотографий (средний формат, 6х6 см). 







На этой фотографии Михаил Тимофеевич с женой, с вместе которой они прожили 63 года. 


Более подробную информацию про Георгия Берегового Вы можете узнать по ссылке.

Спасибо.
Классные фотографии.
Интересная история.

Спасибо за отзыв :)

Костя, серьёзная "зрелая" работа.
Понравилось, что это фотографии - "светопись"! Есть замечательные портреты, один отметил для себя отдельно, т.к. немного напомнил Брессона.
Спасибо! Уважаю!

Кстати, классный юзерпик! ))

Ого, ну это ты мне сильно льстишь! Особенно про Брессона :)))
Но все равно очень приятно слышать - спасибо! :)

(Deleted comment)
сдаётся мне, тебе вновь удалось. и последняя карточка - весьма кстати в цвете...

Удалось? В плане доставило? :)

Отличный репортаж! С интересом почитал и посмотрел.

Спасибо, что осилил :)

душевно. Молодец, что рассказал.

Спасибо, Стас :)

(Deleted comment)
Опять ты за своё!!)

(Deleted comment)
Сильный репортаж! Очень сильный!

Очень спасибо :)

Очень!

Спасибо тебе, о Анонимус

одной мне неудобно читать жирный шрифт с большими межбуквенными пробелами ?

понравилась фотография, которая расположена после фразы "И его зачислили в отряд космонавтов." и последняя.

А какой монитор?
Остальные не понравились? :)

круто так..

кто-то про Брессона сказал. нет, не Брессон. что-то совсем другое, своё особенное)

дауж - до Брессона мне как до китайской луны раком))

!!!!!!!!!!!!!!! тчк

в хорошем плане? :)

Суровый такой человек, такой взгляд у него!
Костя, вы как всегда на высоте.

Да не особо он и суров на самом деле :)
Спасибо - а мы, вроде, на ты

Re: Отличный блог!

Хм.. спасибо - но тут, вроде, больше "смотреть" )